Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
ЕГЭ – ключевой элемент российской системы оценки качества образования. Введённый в штатный режим в 2009 году, ЕГЭ является основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, а также формой вступительных испытаний для приёма в вузы Российской Федерации.
Обязательными для получения аттестата экзаменами являются русский язык и математика, с 2022 года к этим предметам планируется добавить иностранный язык. Остальные предметы сдаются по выбору. По результатам ЕГЭ участники экзамена имеют возможность поступить в любые вузы России независимо от места жительства, не выезжая для этого из своего региона. ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а также в иностранных государствах для выпускников школ при посольствах РФ и военных частях.
В 2014-2016 годах был принят ряд мер для совершенствования механизмов проведения ЕГЭ и обеспечения его объективности, а также для усиления разностороннего контроля за проведением экзаменов. Была изменена схема доставки экзаменационных материалов в пункты проведения экзаменов (ППЭ), что позволило предотвратить «утечки» контрольных измерительных материалов (КИМ) до того, как они попадут в руки участников ЕГЭ. С целью профилактики нарушений порядка проведения экзаменов все ППЭ оснащены системами видеонаблюдения, стационарными или ручными металлодетекторами, введен запрет на использование в ППЭ средств связи. Проведение ЕГЭ на 100% контролируется видеонаблюдением.
С 2017 года в аудиториях видеонаблюдение ведется в режиме онлайн, что дает возможность наблюдателям дистанционно вести мониторинг хода экзаменов в любой аудитории через специально созданный для этого портал. Модифицирован и усилен институт общественного наблюдения за ЕГЭ. Проведение ЕГЭ подвергается многоуровневому контролю. Мониторинг проведения экзаменов осуществляется сотрудниками Рособрнадзора, федеральными экспертами, федеральными и региональными общественными наблюдателями, онлайн-наблюдателями.
С целью исключения человеческого фактора и минимизации рисков по доставке экзаменационных материалов активно внедряются технологии печати контрольных измерительных материалов в аудиториях и сканирования экзаменационных материалов в ППЭ после завершения экзамена.
Одновременно с организацией ЕГЭ совершенствовалась и содержательная часть экзаменов. Эти изменения были обусловлены необходимостью совершенствования принципов и подходов к системе образования в условиях развития современного общества и внедрения новых технологий. Внесение всех изменений осуществляется планомерно, им обязательно предшествуют проведение апробаций и общественно-профессиональное обсуждение.
Начиная с 2014-2015 учебного года, в выпускных классах введено итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации. Это позитивно повлияло на повышение интереса школьников к чтению, способствовало развитию у них умения правильно формулировать и излагать собственные мысли. Разработан и введен с 2015 года двухуровневый ЕГЭ по математике. Разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни позволило, с одной стороны, снизить уровень напряженности участников ЕГЭ, не планирующих получение профильного образования по техническим и иным специальностям, с другой стороны – качественно дифференцировать абитуриентов, выбравших профильную математику, по уровню их математической подготовки. Введение с 2015 года устного компонента в ЕГЭ по иностранным языкам позволило выявить коммуникативные навыки выпускников школ. Выпускник сам решает, сдавать ли ему устную часть, однако этот выбор влияет на получение максимальной оценки за экзамен.
Россия – одна из немногих стран, проводящих оценку качества общего образования с использованием заданий с развернутыми ответами, требующими экспертной проверки и оценки, и последовательно сокращающая тестовую часть контрольных измерительных материалов (КИМ), с помощью которых проверяются знания участников ЕГЭ. При организации ЕГЭ и разработке КИМ учитываются особенности участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с глубокими нарушениями зрения – для них готовятся специальные КИМ, отпечатанные шрифтом Брайля. Для участников с ОВЗ предусмотрены особые условия сдачи экзаменов, включая помощь ассистентов и использование специальных технических средств. Экзаменационные пункты для них организуются не только в школах, но и в больницах, и на дому. ЕГЭ – инструмент не только оценки знаний, но и повышения качества образования. По результатам ЕГЭ нельзя сравнивать эффективность работы школ и учителей, так как все школы находятся в разных условиях. Эти данные должны использоваться институтами повышения квалификации – очевидно, что результаты оценочных процедур во многом зависят от результатов работы учителей. На основе анализа результатов ЕГЭ готовятся программы повышения квалификации педагогов, развития региональных и муниципальных систем образования, методические рекомендации для учителей школ, обозначающие проблемные места в освоении предметов и основные направления работы.
Результаты ЕГЭ в Фировском районе в динамике (2016-2019)
Учебный предмет |
Всего участников |
Средний балл |
Не преодолели минимальный порог(%) |
|||||||||
по району |
по региону |
|||||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2017 |
2018 |
2019 |
2017 |
2018 |
2019 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Русский язык |
30 |
21 |
23 |
63,87 |
66,76 |
67,13 |
69,91 |
71,28 |
71,18 |
|||
Математика (профильный уровень) |
17 |
12 |
11 |
39,47 |
52,9 |
53,73 |
45,5 |
48,0 |
55,98 |
12 |
||
Физика |
10 |
4 |
6 |
43,5 |
53,33 |
50,7 |
51,72 |
52,24 |
53,43 |
|||
Химия |
7 |
4 |
3 |
35 |
41,25 |
64,33 |
57,04 |
56,22 |
57,38 |
43 |
25 |
|
Биология |
9 |
5 |
2 |
46 |
47,2 |
80,0 |
52,88 |
52,03 |
52,41 |
11 |
20 |
|
История |
1 |
4 |
5 |
51 |
58 |
54,2 |
53,38 |
52,7 |
56,51 |
|||
Обществознание |
5 |
9 |
11 |
63,2 |
65,78 |
66,82 |
59,27 |
58,62 |
56,51 |
11 |
||
География |
0 |
1 |
- |
- |
96 |
- |
- |
56,84 |
- |
- |
- |
- |
Литература |
0 |
1 |
3 |
- |
61 |
73,67 |
64,15 |
64,45 |
||||
Английский язык |
1 |
0 |
1 |
47 |
- |
52,0 |
70,29 |
- |
73,57 |
|||
Информатика |
1 |
1 |
- |
20 |
68 |
- |
56,98 |
58,48 |
- |
100 |
- |
- |
Математика (базовый уровень) |
30 |
21 |
23 |
4,33 |
4,43 |
4,33 |
4,30 |
4,22 |
4,17 |
Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ - http://ronofirovo.ru/edinyy-gosudarstvennyy-ekzamen-ege.html
ЕГЭ в 2019-2020 учебном году - http://ronofirovo.ru/2019-2020-uchebnyy-god.html