План-конспект урока
по музыке
в 5 классе МБОУ Рождественская СОШ
на тему «Образы весны в искусстве музыкантов, художников, поэтов»
Разработала: Тимофеева Ирина Евгеньевна
слушатель курсов профессиональной переподготовки: «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Проверила: Ильина Валентина Викторовна
Рождество, 2019
Урок музыки в 5 классе
Дата проведения: 20.05.2019
Разработала: учитель музыки МБОУ Рождественская СОШ Тимофеева Ирина Евгеньевна
Тема: «Образы весны в искусстве музыкантов, художников, поэтов»
Раздел: « Музыка и изобразительное искусство»
Тема урока: «Образы весны в искусстве композиторов, поэтов, художников».
Тип урока: урок объяснения нового материала с использованием межпредметных связей.
Технология: продуктивно-творческой деятельности.
Проблема: в чем сходство и различие восприятия образов весны в произведениях искусства музыкантов, художников и поэтов.
Цель урока: углубление понимания художественного образа весны- музыкального, поэтического, живописного; отражение пережитых мыслей, чувств, настроений, навеянных весной, в творчестве композиторов, поэтов, художников; расширение нравственно- эстетического восприятия родной природы.
Задачи: осмыслить художественный образ весны в поэзии, живописи, музыке; формировать у школьников мысли, чувства, переживания, которые возникают при соприкосновении с красотой весеннего образа; показать способы воплощения реальной действительности в произведениях искусства через понятия «образ», «красота», «мелодия». Показать взаимосвязь музыки с другими видами искусства, расширить кругозор. Воспитывать чувство любви к природе, к искусству. Развивать певческие способности.
Задачи направлены на:
формирование различных способов мышления;
освоение способа ценностно-смыслового анализа музыкального произведения:
Освоение способа творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
Формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждении.
Художественно- педагогическая идея: «Какой- то тайной жаждою
Места распалена-
И над душою каждого
Проносится весна»
А. Фет
Ожидаемый результат: формирование таких личностных универсальных учебных действий как:
- умение вырабатывать своё собственное мнение;
- способность анализировать чувственное восприятие музыкального произведения;
- способность прийти к определённым умозаключениям;
- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.
Методы: проблемно - поисковый, активный диалог, выход за пределы музыки, наблюдение, ассоциативный поиск, сопоставление, беседа.
Материал:
Музыкальный: В. А. Моцарт «Приди, весна!», П.И.Чайковский «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», А.Вивальди «Весна».
Поэтический: Е. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист!», стихи, подготовленные детьми.
Художественный: И. Левитан «Март», «Берёзовая роща», слайды.
Оборудование: Фортепиано, компьютер, мультимедиа проектор, стереосистема, интернет ресурсы.
Ход урока
Увертюра (введение в тему)
(Слайд 1)
(Дети входят в класс под лёгкую весеннюю инструментальную музыку)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие в мир произведений искусства музыки, поэзии и живописи, воспевающие прекрасное и, пожалуй, самое любимое всеми нами время года. Посмотрите, пожалуйста, за окно и послушайте отрывок знаменитого стихотворения…
(Слайд 2)
«Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На почерневшие луга.
Улыбкой ясною погода
Сквозь сон встречает утро года».
Экспозиция (постановка проблемы)
И какое же время года воспевается в этом отрывке? …Ну, конечно же , весна- «утро года», как сказал о ней наш великий А.С.Пушкин.
(Слайд 3)
Учитель:. Сегодня мы постараемся понять, что объединяет эти три вида искусства. И тема нашего урока сегодня звучит так: «Образы весны в искусстве музыкантов, художников, поэтов».
(Слайд 4)
А эпиграфом к уроку я выбрала строки Александра Фета:
«Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена-
И над душою каждого
Проносится весна».
Разработка
Итак, на сегодняшнем нашем уроке мы с вами постараемся понять, каким образом тема весны объединяет такие, казалось бы, разные виды искусств как музыка, живопись и поэзия.
Ребята, а попробуйте одним словом выразить какие чувства, настроения, эмоции у вас вызывает это время года?
Д.: (Радость, свет, жизнь, любовь…)
Учитель: Весна-пора долгожданная для каждого человека. Она летит к нам на крыльях жаворонков, журавлей, скворцов, ласточек. Опускается на землю густыми туманами, редкими дождями, обдувает землю тёплыми вкусно пахнущими ветрами и, конечно,звенит бойко капающей капелью.
Замечательные композиторы, художники-пейзажисты, поэты, с огромной любовью к своей Родине, с большим мастерством, проникновенностью воплотили в своих произведениях торжественное вечное движение природы, её жизнь.
Послушайте, как увидел весну русский поэт 19 века Евгений Абрамович Баратынский:
«Весна! Весна!Как воздух чист
Как ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Ещё древа обнажены
Но в роще ветхий лист
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист
Шумят ручьи! Бегут ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне!
Учитель: Ребята, а какие вы знаете стихотворения о весне?
Д.;(дети читают стихотворения)
Учитель: Скажите, какие же картины природы рисуют поэты в своих стихотворениях?
Д.: (отвечают)
Учитель: А как вы считаете, какие чувства выразили поэты в своих стихотворениях?
Д.: Чувство любви к своей Родине, к родной природе…
Учитель: Красоту родной природы очень тонко чувствуют художники. Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха-всё это проникло в их искусство.
Ребята, сейчас на экране вы увидите картины…
(Слайд 5,6)
Это репродукции картинхудожника русской природы Исаака Ильича Левитана. Посмотрите, пожалуйста, на них внимательно и постарайтесь ответить: какая тема объединяет эти картины?
Д.: весна…..
Учитель: Хорошо. Ребята, а как вы думаете, что их различает?
Д.:…на одной картине ранняя весна, а на другой-поздняя…
Учитель: И чем же, по-вашему, отличается ранняя весна от поздней?
Д.: …чаще светит солнце, подтаивает снег, видны первые проталины…, а поздней появляется зелень на деревьях, летают жуки, бабочки, поют птички..
Учитель: А как бы вы, если бы были художниками, назвали каждую из этих картин?
Д.;Ответы детей
Учитель: Левитан назвал их: «Март» и «Берёзовая роща».
Что запечатлел художник на картине «Март»?
Д.:(Ответы детей)
Учитель: Верно, здесь мы видим моменты пробуждения весны после холодной зимы: оседает снег, побурела дорога, ярче светит солнце и от лучей солнца снег начинает таять.
А теперь рассмотрим картину «Берёзовая роща». Что здесь запечатлел художник?
(Ответы детей)
Да, здесь Левитан изобразил тот момент природы, когда зацветает новая жизнь: деревья покрыты зеленью, в поле появилась трава, поют птицы.
Казалось бы, одно и тоже время года, и такая разница в изображении его художником.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Ребята, но не только мы с вами любим весну. Любил её и австрийский композитор 18 века Вольфганг Амадей Моцарт. Я представляю вашему вниманию его песню, а вот о чём она, какие чувства в ней передал композитор вы сейчас внимательно послушаете, а при прослушивании постарайтесь, пожалуйста, определить характер этого произведения, в этом вам так же помогут слова песни, вслушайтесь в них внимательно.
(Слайд 7)
(Прослушивание песни Моцарта «Приди, весна!»
Учитель: Итак, давайте поговорим. Какие чувства у вас вызвала музыка Моцарта
Д.: Музыка вызвала чувство радости ожидания весны и тёплых весенних дней.
Учитель: И какой же характер у песни?
Д.: Радостный, весёлый, солнечный…
Учитель: А как вы думаете, почему композитор наполнил своё произведение весёлым, радостным настроением?
Д.: Композитор ждёт прихода весны, когда природа оживёт, деревья наденут свой зелёный наряд, а птицы станут распевать трели.
Учитель: А, сейчас я предлагаю вам послушать ещё одно произведение, которое я очень люблю. Ребята, при слушании постарайтесь нарисовать себе в воображении весну, которую хотел передать нам своим произведением композитор.
(Слайд 8)
(Слушание музыки П.И.Чайковского «Март.Песнь жаворонка»)
Учитель: Какому времени года созвучна эта мелодия?
(Весне)
Слушая музыку, что вы представили?
Д.: Картину ранней весны, подтаивает снег, ярче светит солнце, воздух чистый, свежий…
Учитель: Мелодия помогла нарисовать вам картину, образ? Какая она была?
Д.: Неторопливая, спокойная.
Учитель: Ребята, а может кто-то знает автора этого произведения?(если не ответят, сказать самой). П.И Чайковский
Музыка П.И.Чайковского не только выражает чувства, но она изобразительна. Ребята, вы наверняка услышали в музыке трели фортепиано. Как вы думаете, кого изобразил композитор?
Д.: …голоса птиц.
Учитель: А как вы считаете, к какому месяцу весны можно отнести музыку Чайковского?
Д.:..к марту, потому, что музыка неторопливая, спокойная, передаёт то, что весна только-только наступает.
Учитель: Правильно, ребята. И не случайно композитор назвал это произведение «Март. Песнь жаворонка», ведь именно жаворонки прилетают к нам в марте. Высоко в небе раздаются трели жаворонка. Слышны эти трели и в музыке. Эта пьеса входит в фортепианный цикл «Времена года».
Но не только русские, но и многие зарубежные композиторы воплотили в своих произведениях эту излюбленную тему-тему весны.
Итальянский композитор 18 века Антонио Вивальди прислал нам из своего века звуковое письмо. Его симфонический цикл тоже называется «Времена года». Послушайте одну из частей этого произведения, и постарайтесь представить картины весны, которые передаёт нам композитор Вивальди.
(Слайд 9)
(Слушание музыки Вивальди «Весна»)
Учитель: Что вы представили, слушая эту музыку, и какому времени года она созвучна? Какое её настроение?
Д.: Весне. Снег уже растаял, всё зазеленело, суетятся и гомонят птицы.Настроение солнечное, весёлое.
Учитель: А кого изобразил композитор в своём произведении?
Д.:Птиц…
Учитель: Верно, композитор с большим художественным мастерством воспроизводит голоса птиц.
А как выдумаете, ребята, в чём различие исполнения этих двух произведений?.................................................................
А различие в том, что произведение Чайковского исполняет фортепиано, а Вивальди симфонический оркестр.
Скажите, а настроение какой из рассмотренных нами картин передаёт музыка П.И.Чайковского?
Д.:Музыка Чайковского передаёт настроение картины «Март», потому, что она рисует картину ранней весны, а на картине «Март» изображена ранняя весна.
Учитель: А музыка Вивальди какую картину нам напоминает?
Д.:«Берёзовая роща», так как она рисует картину поздней весны, и на картине изображена поздняя весна.
Учитель: Ну, и, конечно же, ребята, очевидно, что весна-именно то время года, которое дарит совершенно особое вдохновение и обновление чувств каждому человеку, а уж для людей творческих: музыкантов, поэтов, художников весна-время подъёма творческих сил, обострённого мировосприятия и, в итоге, время создания новых чудесных произведений искусства.
(Слайд 10) (Вокально-хоровая работа)
А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста, возле своих рабочих мест: наше с вами путешествие в мир искусства довольно увлекательно, но вы думаю, немножко устали и уже готовы творчески размяться.
Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее!)
Вот про это мы сейчас с вами и споём. (Исполнение песни «Хорошее настроение)
(Слайд 11) А теперь давайте исполним ещё одну песню, которая, по-моему, очень перекликается с темой нашего урока (Исполнение песни «Разукрасим все планеты»)
Спасибо за хорошее исполнение, садитесь, пожалуйста.
Итак, заканчивается наше путешествие. Сегодня мы с вами побывали в Австрии, Италии, России. Так, с помощью каких же средств музыканты, поэты, художники передают нам образы весны?
Д.: Композиторы с помощью музыки, поэты-стихами, а художники посредством своих картин.
Учитель:А сейчас, ребята мы с вами поработаем.Попробуем составить дидактический синквейн. Работаем в группах.
(Слайд 12)
Нужно будет подобрать к термину «ИСКУССТВО» слова:
1.Одно существительное.
2.Два прилагательных.
3.Три глагола.
4.Характеристика из четырех слов.
5.Одно существительное – ассоциацию.
Итог: стихотворение в прозе «Об искусстве»
Задания группам:
Группа №1 Искусство (поэзия)
Группа №2 Искусство (живопись)
Группа №3 Искусство (музыка).
Из творческих работ:
1.Искусство(поэзия)
2.Литературное, словестное.
3.Радует, живет, вдохновляет.
4.Помогает человеку познать мир.
5. Мир
1.Искусство(живопись)
2.Художественное, изобразительное
3.Выражает, воспитывает, восхищает.
4.Ведет человека к духовной культуре.
5.Добро
1. Искусство(музыка)
2.Музыкальное, звуковое
3.Возвышает, очищает, лечит.
4.Несет добро и свет людям.
5.Красота.
Кода (этап рефлексии)
(Слайд 13)
• Стихи каких поэтов прозвучали сегодня на уроке?
(Баратынского, Тютчева, Фета…)
• А с картинами какого художника мы познакомились сегодня?
(Левитана)
• А музыка каких композиторов прозвучала на уроке?
(Чайковского, Вивальди, Моцарта…)
• Как вы думаете, ребята, что объединило этих творческих людей разных профессий, эпох, стран?
(Весна, любовь к Родине, родной природе.)
• А какие три грани искусства соприкоснулись сегодня на уроке?
(Музыка, живопись, поэзия)
(Слайд 14)
Твоё состояние души на уроке…
За что ты можешь себя похвалить?
Что было особенно интересно?
Что ты можешь сказать в заключении урока?
Учитель: На примере сегодняшнего урока мы ещё раз убедились с вами в силе искусства, где музыка, поэзия и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом, дополняют и обогащают друг друга.
Все эти произведения искусства объединяет общая тема – природа, весна. Искусства различны, а тема едина. Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек.
Послезвучие
(Слайд 15)
А в качестве домашнего задания я попрошу вас нарисовать картины природы, которые вам представились на уроке.
Я благодарю вас за урок: вы сегодня хорошо поработали и получаете отличные оценки.
(Слайд 16)(Дети под музыку уходят с урока)